Как бросают жребий

Бывает, что игроки начинают спор, кому водить, кому начинать игру или какой партии где стоять.

Чтобы не было споров, раздоров, обиды, бросают жребий.

Жребий — это условный значок, какая-нибудь вещица, например щепочка, бумажка или что другое. Когда заспорят о том, кому быть вожаком в игре, берут столько одинаковых жребиев, сколько участников игры. На одном жребии ставят заметку (чёрточку, крестик). Это значит: «Ты будешь вожаком». После этого все жребии высыпают в шапку, в коробку, в карман, перетряхивают, перемешивают несколько раз и после этого по очереди тянут жребий. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть вожаком, начинать игру.

Бывают и другие жеребьёвки. Их называют «уга-ды». Один из играющих повёртывается спиной к другим и берёт в руку жребий. В какой руке жребий, никто не должен знать. После этого жеребьёвщик оборачивается лицом к играющим и, держа руки за спиной, говорит: «Кто вынет жребий, тому водить!».

 как бросают жребий и разыгрывают фанты

К нему подходят двое из играющих, и тот и другой не хотят водить. Жеребьёвщик спрашивает: «Кто правую, кто левую руку берёт?»

Один отвечает: «Я беру левую!»

Другой говорит: «Я беру правую!»

Тут жеребьёвщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. После этого всяким спорам конец.

Есть очень простая жеребьёвка. Надо, напримерг решить, какой .партии начинать игру или кому из двоих игроков водить. Тогда берут монетку и высоко подбрасывают её, условившись сначала, что, если она упадёт гербом вверх, водить (или не водить) тому, кто выбрал герб. Вместо монетки можно взять камешек или щепочку с какой-нибудь заметкой.

Тянут жребий ещё и так. Кто-нибудь из ребят сосчитает, сколько игроков. Затем возьмёт столько же соломинок, палочек или бумажек. Одна из них должна быть либо короче, либо длиннее других. Эти жребии он зажмёт в кулак. Верхние концы у них надо сровнять, а нижние спрятать, чтобы нельзя было увидеть, какой, из них длиннее (или короче). Сделает жеребьёвщик так и скажёт: «Тяните!» Каждый игрок должен вытянуть одну соломинку или палочку. Кто вытянет длинную (или короткую, это уж как сговорятся), тот и начинает игру или становится вожаком.

У молдавских ребят есть ещё и «живой жребий». Это вот что такое. Один из участников игры отходит в сторону. Он становится спиной ко всем остальным и поднимает обе руки кверху. Одна рука сжата в кулак— это «шар» или «булава», другая рука расправлена — это «сабля».

Все другие играющие тихонько сговариваются, уславливаются, что будет, если опустится «булава» и останется «сабля», и что будет, если останется «булава» и опустится «сабля». Например, если останется «булава», водит одна партия, если «сабля» — водит другая.

После сговора дают команду: «Начинай!» И «живой жребий» опускает либо «булаву», либо «саблю».

Тогда конец всем спорам, несогласию, ссорам!

А какой из этих жребиев лучше, выбирайте сами!

Как разрывают фанты

Во многих наших играх есть такое условие: кто ошибётся в чём-нибудь, обмолвится или не выполнит правило — словом «провинится», тот даёт фант... Это какая-нибудь маленькая вещица — платок, пуговица, значок, лента, орех, ключик,— у кого что найдётся.

Вожак собирает эти фанты и складывает их в шапку, коробку, пакет. Когда игра заканчивается, начинают разыгрывать фанты. Это тоже очень весёлая игра.

Вожак перетряхивает, перемешивает собранные фанты, потом достаёт один из них и спрашивает:

— Что этому фанту делать?

Все играющие придумывают разные смешные проделки, а вожак решает, какую из них выбрать.

Бывает и так. Вожак вынимает фант, а сам не глядит на него и другим не показывает. Руку с фантом он держит за спиной и спрашивает всех:

— Что этому фанту делать?

Придумывают какую-нибудь проделку для неизвестного хозяина фанта, например попрыгать на одной ножке.

После этого вожак показывает фант и спрашивает:

— Чей фант?

Владелец фанта отвечает:

— Мой!

Все дружно требуют:

— А если твой, прыгай на одной ножке!

И отказываться нельзя — надо прыгать!

Бывает ещё и так.

Вожак закрывает глаза, долго водит руками над шапкой или коробкой с фантами и приговаривает:

— Чей фант вынется, тому быть зеркалом!

Скажет он это, вынет фант и спросит:

— Чей фант?

Хозяин фанта ответит:

— Мой!

— Ну, если твой, будь зеркалом!

А то велят:

Открыть или закрыть лбом дверь.

Произнести быстро раз десять подряд какую-нибудь мудрёную скороговорку.

Пропеть три раза по-петушиному.

Прокаркать три раза по-вороньи.

Промычать три раза по-йоровьи.

Проблеять три раза по-овечьи.

Прокрякать три раза по-утиному.

Попрыгать по-заячьи.

Поскакать и поквакать по-лягушечьи.

Проползти черепахой.

Пройти или пробежать на четвереньках.

Попрыгать на одной ножке.

Спеть какую-нибудь песенку.

Превратиться в часы — говорить: «Тик-так! Тик-так!»— и вращать руками, как часовыми стрелками.

Превратиться в попугая — повторять слово в слово то, что будут говорить другие играющие.

Превратиться в зеркало: стать посреди комнаты и повторять все движения и ужимки подходящих к «зеркалу» игроков. А они могут причёсываться, тянуть себя за уши, за нос, хмуриться, улыбаться, надувать щёки — всё, что в голову придёт.

Без помощи рук сесть на пол и подняться с пола.

Подражать какому-нибудь музыкальному инструменту, например трубе, барабану, балалайке.

Превратиться в статую, которую каждый из играющих может поставить так, как ему вздумается.

В одном углу постоять, в другом — поплясать, в третьем — поплакать, в четвёртом — посмеяться.

Да мало ли чего ещё можно придумать!

После того как «провинившийся» выполнил всё что от него требовали, ему отдают его фант.

Надо запомнить: нельзя выдумывать обидные про делки или такие, какие тяжело и неприятно выполнять.

А тот, кто выкупает свой фант, не должен оби жаться на весёлый смех, на шутки, на забавные выдумки и проказы. В этой игре ты выкупаешь фант и проделываешь разные штуки, зато в другой игре ты сам будешь выдумывать какие-нибудь мудрёные затеи для своих товарищей.

Рекомендуем так же: